Иван Иванович Шишкин (Shishkin, Ivan. 1832-1898) крупнейший русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-офортист. Академик (1865 г.), профессор (1873 г.), руководитель пейзажной мастерской (1894-1895 г.) Академии Художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. С особым мастерством передавал величие и мощь русской природы, её широкие просторы. Большая часть работ Шишкина посвящена жизни леса. Главные произведения: "Полдень", "В окрестностях Москвы", "Рожь", "Лесные дали", "Утро в сосновом лесу", "Дождь в дубовом лесу", "Корабельная роща". Шишкин родился в г. Елабуга. Сын купца. Учился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества у К. Рабуса и А. Мокрицкого (1852-1856 гг.). С 1857 г. продолжал свое образование в петербургской Академии Художеств (1856-1865 гг.), у пейзажиста профессора С. Воробьева. Получив большую золотую медаль за две картины одного названия "Вид на острове Валааме. Местность Кукко" (1860 г.), Шишкин три года (1862-1865 гг.) проводит за границей как пенсионер АХ. Он работает главным образом в Германии и Швейцарии. Посещает Чехию, Францию (Париж), Бельгию и Голландию. В Дюссельдорфе Шишкин написал «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» – картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, принесла художнику звание академика. За границей, помимо живописи, Шишкин много занимался рисунками пером. В 1866 г. Шишкин вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия по России, почти ежегодно выставлял свои произведения в академии и в Товариществе передвижных выставок (рисунки пером). С 1871 г. - член Общества русских аквафортистов. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне – Гатчинский район Ленинградской области). В 1873 г. академия возвела его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Во второй половине 1880-х гг. живопись Шишкина несколько меняется: он стал уделять больше внимания общему атмосферному состоянию, объединяющей предметы световоздушной среде, но, в противоположность тенденциям эпохи, сохранял ясность и цельность видения предметной формы: "Сосны, освещенные солнцем" (1886 г.), "Дубы" (1887 г.), "Мордвиновские дубы" (1891 г.), "Осень" (1892 г.) и др. "Дождь в дубовом лесу" (1891 г.) - это и великолепный по красоте и верности в передаче атмосферного состояния образ природы, и наглядная иллюстрация такого равновесия между предметом и средой, между общим и индивидуальным. У Шишкина была нелегкая личная судьба. Дважды он женился по любви, и дважды смерть уносила любимых им женщин. У него умирали сыновья. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжелое состояние на природу. Он был в полном смысле слова эпическим поэтом. В 1891 г. в АХ состоялась персональная выставка Шишкина (более 600 этюдов, рисунков и гравюр). В 1892 г. был приглашен руководить пейзажной мастерской АХ, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. В 1894 г. вышел альбом "60 офортов И. И. Шишкина. 1870-1892". В этой технике он тогда не знал себе равных и тоже экспериментировал в ней. В процессе обучения, как и в своей работе, для лучшего изучения природных форм он использовал фотографию. Он умер скоропостижно в Петербурге в 1898 г. В сокровищнице русского искусства Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного реалистического пейзажа второй половины XIX в. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

@темы: Иван Шишкин, пейзаж, русский художник

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail